В Чебоксарах запустили проект «Мой край — моя Чувашия»
Версия для печати
Вт, 11.02.2020
Экскурсия в историю

О богатстве культуры чувашского народа можно говорить бесконечно. Обычаи и традиции бережно хранятся и передаются из поколения в поколение.

В год празднования 100-летия Чувашской автономии в Чебоксарах запустили проект «Мой край — моя Чувашия». В столичных школах проводятся тематические классные часы, научно-практические конференции, встречи, конкурсы и концерты. Как правило, занятия проходят в неформальной обстановке, поэтому вызывают особый интерес у современных ребят.

Старшеклассники СОШ № 60 пригласили учеников начального звена на экскурсию в школьный этнографический музей. Подростки изучают праздники, обычаи, обряды, национальную одежду и кухню, фольклор чувашей. Полученными знаниями решили поделиться с мальчиками и девочками помладше.

В чувашском языке слово «гостеприимный» равнозначно словам «угощение, уважение». Юные экскурсоводы встретили третьеклассников хлебом-солью. А внутри музея всего так много — глаза разбегаются. Вот, к примеру, экспозиция интерьера дома наших предков. Бревенчатые стены, на окнах белоснежные занавески с вышитыми узорами — ручная работа хранительницы домашнего очага. «Как красиво!» — обустроенный уголок впечатлил двух подружек-школьниц. Гид заметила, что в старину девочки учились вышивать и вязать с семи-восьми лет, а мальчики в этом возрасте умели пользоваться молотком и рубанком. Обеденный стол, скамейки, другую мебель изготавливали тоже самостоятельно.


В образовательных учреждениях города действует 27 школьных музеев и уголков. Они посвящены истории Великой Оте­чест­вен­ной войны, истории Чува­шии и г. Чебоксары.


Музей 60-й школы существует 20 лет, он хранит более тысячи подлинных предметов старины. Как сообщила основатель музея, учитель чувашского языка и литературы, культуры родного края Людмила Федотова, старинные вещи, утварь и сокровища из бабушкиных сундуков привозили из разных уголков республики. В работу активно включились школьники. Из деревень и сел ребята привезли, к слову, стремя, путы для лошадей, разные подсвечники, рукомойник, циркуль из дерева и металла и многое другое. «Конечно, обмениваемся экспонатами с другими учреждениями культуры. Из Вурнарского района нам недавно передали налоговые бирки. На палочках изображены своеобразные цифры — простой народ был малограмотным. Недавно мы передали шесть пар лаптей Чувашскому драмтеатру. Обувь у нас лежала на полках, теперь будет задействована в спектаклях», — рассказала Людмила Аркадьевна.

Богатый и разнообразный этнографический материал широко используется в образовательном процессе. Здесь проводятся занятия по чувашскому языку и литературе, культуре родного края, на «живые уроки» приходят ученики из соседних школ и воспитанники детсадов. На радость детворе экспонаты разрешено трогать руками.

Чтобы объяснить процесс уборки урожая, во время экскурсии юные гиды продемонстрировали орудия, помогающие в нелегком труде хлебороба — серпы, цепи, вилы. Центральное место в зале отведено ткацкому станку, на нем ткали пояса и разного рода тесьму. Девятиклассницы умело на нем работают и всерьез задумались научить ремеслу девочек-третье­классниц. 15-летняя Кристина представила юным модницам разноцветный пояс с орнаментом, который сплела на «дощечках». «Это сейчас он выглядит как украшение. Много лет назад пояс в основном носили крестьяне, служил в качестве кармана — в него могли положить что-нибудь», — объяснила ученица девятого класса. На выставке также представили коллекцию национальной одежды, женские головные уборы всех этнографических групп чувашей.

Чувашский национальный костюм характерен сложными вышивками и контрастными сплетениями красного, желтого и белого цветов. Учитель начальных классов Надежда Кузнецова ведет кружок, где дети изучают особенности и орнаменты чувашского узора. Причем занятия привлекают не только девочек — группа наполовину состоит из мальчиков. Десятилетний Андрей вышивает салфетку. «Заканчиваю четвертый ряд. Здесь надо быть аккуратным и внимательным. В прошлый раз ошибся, пришлось распускать несколько швов», — по-взрослому рассуждал третьеклассник.

В рамках проекта «Мой край — моя Чувашия» познавательные встречи с учениками школы № 60 проводят известные деятели культуры, общественники, хранители культурного наследия. Мастер народных инструментов Николай Фо­ми­ряков представил ребятам свои творения, продемонстрировал, как они звучат. Обратил внимание собравшихся, что в старину их изготавливали из природных материалов. Использовали глину, кору деревьев, травы, которые растут в виде трубочек, а, например, для бубна или барабана брали кожу животных.

Теги:
Фоторепортаж
123
комментировать
Комментарии
0
Примечание
Администрация портала оставляет за собой право модерировать комментарии, исходя из соображений сохранения конструктивности обсуждения материалов и соблюдения законодательства РФ. Не допускаются комментарии, содержащие нецензурную брань, оскорбления, разжигающие межнациональную рознь, возбуждающие ненависть или вражду. IP-адреса пользователей, не соблюдающих эти требования, могут быть переданы по соответствующему запросу в правоохранительные органы.
Имя:
E-Mail:
Комментарий:
ссылка на Послание Главы Чувашии Государственному Совету Чувашской Республики
ссылка на рубрику «Диалог с властью»
КАЛЕНДАРЬ
Архив газеты
Как решать проблемы с соседями?
На общем собрании
Нужно брать наглостью
Пусть всё решает правление ТСЖ или УК
Всё должно быть регламентировано законом
голосовать
Вс, 23.02.2020
«да полно таких авто по городу, во дворах мешаются!у нас маршрутка стояла 2 года! они же все в гаи зарегистрированы на чье-то имя, почему к хозяевам мер не применяют?... »
Вс, 23.02.2020
«вы всерьез думаете, что вывеска запретит гулять собакам и не бросать мусор? да у наших горожан нет культуры, им пиши-не пишт, все едино!... »
МЕДИАГАЛЕРЕЯ
video photo
© Сайт газеты «Чебоксарские новости», 2013.
Все права защищены.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на www.chebnovosti.ru обязательна.
Разработка сайта: Iserv
Яндекс.Метрика