В Чебоксарах запустили проект «Мой край — моя Чувашия»
Версия для печати
Вт, 11.02.2020
Экскурсия в историю

О богатстве культуры чувашского народа можно говорить бесконечно. Обычаи и традиции бережно хранятся и передаются из поколения в поколение.

В год празднования 100-летия Чувашской автономии в Чебоксарах запустили проект «Мой край — моя Чувашия». В столичных школах проводятся тематические классные часы, научно-практические конференции, встречи, конкурсы и концерты. Как правило, занятия проходят в неформальной обстановке, поэтому вызывают особый интерес у современных ребят.

Старшеклассники СОШ № 60 пригласили учеников начального звена на экскурсию в школьный этнографический музей. Подростки изучают праздники, обычаи, обряды, национальную одежду и кухню, фольклор чувашей. Полученными знаниями решили поделиться с мальчиками и девочками помладше.

В чувашском языке слово «гостеприимный» равнозначно словам «угощение, уважение». Юные экскурсоводы встретили третьеклассников хлебом-солью. А внутри музея всего так много — глаза разбегаются. Вот, к примеру, экспозиция интерьера дома наших предков. Бревенчатые стены, на окнах белоснежные занавески с вышитыми узорами — ручная работа хранительницы домашнего очага. «Как красиво!» — обустроенный уголок впечатлил двух подружек-школьниц. Гид заметила, что в старину девочки учились вышивать и вязать с семи-восьми лет, а мальчики в этом возрасте умели пользоваться молотком и рубанком. Обеденный стол, скамейки, другую мебель изготавливали тоже самостоятельно.


В образовательных учреждениях города действует 27 школьных музеев и уголков. Они посвящены истории Великой Оте­чест­вен­ной войны, истории Чува­шии и г. Чебоксары.


Музей 60-й школы существует 20 лет, он хранит более тысячи подлинных предметов старины. Как сообщила основатель музея, учитель чувашского языка и литературы, культуры родного края Людмила Федотова, старинные вещи, утварь и сокровища из бабушкиных сундуков привозили из разных уголков республики. В работу активно включились школьники. Из деревень и сел ребята привезли, к слову, стремя, путы для лошадей, разные подсвечники, рукомойник, циркуль из дерева и металла и многое другое. «Конечно, обмениваемся экспонатами с другими учреждениями культуры. Из Вурнарского района нам недавно передали налоговые бирки. На палочках изображены своеобразные цифры — простой народ был малограмотным. Недавно мы передали шесть пар лаптей Чувашскому драмтеатру. Обувь у нас лежала на полках, теперь будет задействована в спектаклях», — рассказала Людмила Аркадьевна.

Богатый и разнообразный этнографический материал широко используется в образовательном процессе. Здесь проводятся занятия по чувашскому языку и литературе, культуре родного края, на «живые уроки» приходят ученики из соседних школ и воспитанники детсадов. На радость детворе экспонаты разрешено трогать руками.

Чтобы объяснить процесс уборки урожая, во время экскурсии юные гиды продемонстрировали орудия, помогающие в нелегком труде хлебороба — серпы, цепи, вилы. Центральное место в зале отведено ткацкому станку, на нем ткали пояса и разного рода тесьму. Девятиклассницы умело на нем работают и всерьез задумались научить ремеслу девочек-третье­классниц. 15-летняя Кристина представила юным модницам разноцветный пояс с орнаментом, который сплела на «дощечках». «Это сейчас он выглядит как украшение. Много лет назад пояс в основном носили крестьяне, служил в качестве кармана — в него могли положить что-нибудь», — объяснила ученица девятого класса. На выставке также представили коллекцию национальной одежды, женские головные уборы всех этнографических групп чувашей.

Чувашский национальный костюм характерен сложными вышивками и контрастными сплетениями красного, желтого и белого цветов. Учитель начальных классов Надежда Кузнецова ведет кружок, где дети изучают особенности и орнаменты чувашского узора. Причем занятия привлекают не только девочек — группа наполовину состоит из мальчиков. Десятилетний Андрей вышивает салфетку. «Заканчиваю четвертый ряд. Здесь надо быть аккуратным и внимательным. В прошлый раз ошибся, пришлось распускать несколько швов», — по-взрослому рассуждал третьеклассник.

В рамках проекта «Мой край — моя Чувашия» познавательные встречи с учениками школы № 60 проводят известные деятели культуры, общественники, хранители культурного наследия. Мастер народных инструментов Николай Фо­ми­ряков представил ребятам свои творения, продемонстрировал, как они звучат. Обратил внимание собравшихся, что в старину их изготавливали из природных материалов. Использовали глину, кору деревьев, травы, которые растут в виде трубочек, а, например, для бубна или барабана брали кожу животных.

Теги:
Фоторепортаж
123
комментировать
Комментарии
0
Примечание
Администрация портала оставляет за собой право модерировать комментарии, исходя из соображений сохранения конструктивности обсуждения материалов и соблюдения законодательства РФ. Не допускаются комментарии, содержащие нецензурную брань, оскорбления, разжигающие межнациональную рознь, возбуждающие ненависть или вражду. IP-адреса пользователей, не соблюдающих эти требования, могут быть переданы по соответствующему запросу в правоохранительные органы.
Имя:
E-Mail:
Комментарий:
ссылка на рубрику «Диалог с властью»
КАЛЕНДАРЬ
Архив газеты
Как решать проблемы с соседями?
На общем собрании
Нужно брать наглостью
Пусть всё решает правление ТСЖ или УК
Всё должно быть регламентировано законом
голосовать
Вс, 09.08.2020
«да по городу полно таких мест, я могу вам 20 фоток прислать... »
Вс, 09.08.2020
«да говорят что мест в больнице не хватает. поэтому ни к чему увеличивать количество болящих!... »
МЕДИАГАЛЕРЕЯ
video photo
© Сайт газеты «Чебоксарские новости», 2013.
Все права защищены.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на www.chebnovosti.ru обязательна.
Разработка сайта: Iserv
Яндекс.Метрика