Детские перегрузки
Версия для печати
Вт, 03.12.2013
Все знают, что основа будущих успехов ребенка закладывается в детстве. Как создать оптимальные условия для развития талантов и способностей маленького человека, не навредив его психическому и физическому здоровью? Об этом рассказывает Елена Игнатьева — директор московского детского клуба «Kid’s Estate» с углубленным изучением английского языка, который посещают дети самых известных людей — артистов, спортсменов, бизнесменов и политиков.

—Елена, как вы относитесь к раннему развитию детей?

— Воспитывать и развивать ребенка нужно с рождения. Но при этом важно учитывать особенности и задачи каждого конкретного возраста. Если заниматься с малышом, опираясь только на личные амбиции и ожидания, ни к чему хорошему это не приведет. Я за то, чтобы в любом деле, в воспитании детей особенно, преобладали здравый смысл и чувство меры.

— Может быть, нужно приучать ребенка просто трудиться?

— Это важная педагогическая задача. Ребенок должен знать, что ничего не дается само собой. Он должен научиться заканчивать начатые дела, поиграл — убери игрушки, даже если устал. Важно иметь свои обязанности, которые с возрастом становятся серьезнее и сложнее. Но при этом нельзя перегружать ребенка обязательствами, которые не соответствуют его возрасту. Нервная система детей устроена таким образом, что если они устают, то просто отключаются. И это — прямой сигнал к тому, что занятий и нагрузок на сегодня хватит.

— А как же всестороннее развитие ребенка? Ведь ради этого родители ведут детей в музыкальную школу, на хореографию, в спортивную секцию, на занятия английским языком…

— Перечень того, чему можно обучать ребенка чуть не с рождения, ограничивается только фантазией родителей. Можно даже попытаться все это реализовать на практике. Но к всестороннему развитию все это не имеет отношения. Например, многие родители одержимы идеей пораньше научить ребенка читать. Когда мне задают вопрос, учим ли мы в саду читать детей четырех лет, я в ответ спрашиваю: «А зачем читать в четыре года?» После такой постановки вопроса родители задумываются: а правда, зачем?

— Какие последствия может иметь излишнее усердие родителей?

— В первую очередь, это потеря здоровья. Многие болезни, которыми страдают современные дети, носят психосоматической характер. Каждому из нас отпущен определенный запас физических сил, жизненной энергии. И часто этих сил в детском возрасте расходуется больше, чем допустимо, и не в том направлении, в котором предопределено природой. Наша жизнь разбита на семилетия, в каждом из которых перед человеком стоят определенные задачи. Задача первого семилетия — завершить процессы формирования физического тела, внутренних органов, пищеварительной и выделительной систем. Завершается этот период сменой молочных зубов. Это мощные созидательные процессы, для которых организму требуется много сил. Если мы перераспределяем их в пользу раннего развития, то истощаем жизненные ресурсы ребенка.

Все больше детей уже в самом раннем возрасте сталкиваются с серьезными заболеваниями. Взять, к примеру, бронхиальную астму, которой болеет достаточно большое количество детей. Астма — это не что иное, как затрудненный выдох. Маленький ребенок чаще всего не может противостоять воле родителей, сказать «нет». Можете проверить сами: «нет», как и любой отказ, говорится на выдохе. А теперь представьте, как этот самый выдох «застрял» внутри. Парализованная воля, затрудненное дыхание — чистая психосоматика! У кого-то могут появиться болезни внутренних органов, различные аллергии, кто-то часто простужается, кто-то реагирует рвотой… В каждом организме есть свое слабое звено, которое в случае перегрузки отреагирует в первую очередь.

— Как же развивать ребенка, чтобы и пользу ему принести, и здоровье сохранить?

— Всегда надо помнить про возрастные особенности и про задачи, характерные для каждого определенного возраста. Перед годовалым ребенком, который начал ходить и перешел из горизонтального положения в вертикальное, сразу открылся огромный мир! Помогите ему его познать, обеспечив в первую очередь безопасность. Называйте предметы, давайте все трогать, открывать, рвать, даже ломать. Пусть вас это не пугает — это особенности и потребности возраста! Два-три года — пик познания мира через органы чувств, когда на первый план выходит сенсорика. Давайте ему нюхать, пробовать на вкус, сравнивайте: большой — маленький, горячий — холодный, сладкий — соленый и т.д. В этом же возрасте начинает формироваться фонематический слух, что очень важно для речевого развития. Ребенку необходимо слышать грамотную, ясную и, самое главное, живую речь и различные звуки. Говорите с ним, пойте, музицируйте на самых простых инструментах. Примерно с четырех лет начинается активное формирование понятийного аппарата — ребенку становится интересным рассуждать, обобщать. Еще годом позже наступает возраст, в котором можно начинать развивать логику, память, внимание…

— Что еще полезно для дошкольников?

— Очень интересно, познавательно и полезно рисовать с детьми в технике «мокрым по мокрому» — то есть мокрыми акварельными красками по заранее смоченному листу акварельной бумаги. Для начала достаточно дать малышу один-два цвета из трех базовых (красный, желтый, синий). Рисуя, ребенок наблюдает и переживает, как ложатся краски на бумагу, как самым неожиданным, причудливым образом смешиваются цвета, рождая новые оттенки.

Хорошо лепить с ребенком, с дошкольниками лучше всего — из воска. Воск — теплый, а теплые материалы, как и теплая атмосфера, в младшем возрасте жизненно необходимы. К тому же воск — упругий, работа с ним укрепляет детские пальчики, способствует развитию мелкой моторики. Глину дошкольникам лучше не давать: она холодная и излишне пластичная.

На всех детей очень хорошо действует ритм. Все, что опирается на ритм: песни, стихи и ритмические тексты без рифмы, так называемые «речевки», повторяющие ритмические движения — все это очень полезно для детей, они любят такие занятия. Кстати, ежедневно повторяющийся распорядок дня — тоже ритм. Если строго соблюдать режим сна, питания, активности и отдыха ребенка — его силы расходуются рационально, он меньше устает, а соответственно, справляется с большими нагрузками. Иногда часто болеющего ребенка достаточно начать укладывать и поднимать утром в одно и то же время, чтобы он меньше болел. Кроме того, есть ритм недели, месяца, года. Следование ритму года очень облегчает процесс знакомства малыша с окружающим миром и художественной литературой. Поэтому читайте сказки «Морозко» или «По щучьему веленью» зимой — заодно и про свойства снега и льда можно поговорить…

— Есть ли смысл в раннем возрасте учить ребенка английскому языку?

— Ключевой вопрос тут: как и чему учить. Если мы хотим, чтобы ребенок запомнил десяток-два иностранных слов, а его занятия длятся при этом 15-30 минут два раза в неделю — то, наверное, лучше не тратить это время на английский, а дать ему возможность побольше поиграть. Другое дело — если ребенок продолжительное время погружен в языковую среду, где занятия организованы через разные виды деятельности (игровую, физическую, творческую), где много ритмических частей и бытовых моментов. И если при этом его педагог свободно говорит, а значит, и думает на изучаемом языке, и способен без перевода, а через образы, весело и занимательно донести новую лексику — то такие занятия, конечно, имеют смысл. Если вам посчастливилось найти подобную группу, то запомните еще один совет: никогда не проверяйте ребенка. Соблазн узнать, сможет ли ребенок перевести то или иное слово, очень велик. Но суть в том, что ребенок учит не слова, а язык — а это путь, который измеряется не неделями или месяцами, а годами. Сначала ребенок учится отличать иностранный язык от родного, потом — понимать его, потом — отвечать мимикой, жестами, а позже — словами на поставленные вопросы. Затем ребенок начинает сам говорить, сам задавать вопросы. Постепенно все больше слов и целых фраз из пассива переходит в актив. И далее — как снежный ком… Грамоту, грамматику можно начинать учить намного позже.

— Говорят, что особенно полезно — когда сами родители занимаются чем-то с детьми, а не только учителя и воспитатели?

— Безусловно. При этом не важно, что вы делаете — важен сам процесс совместной деятельности и то, с каким настроением вы этим занимаетесь. Если вам нравится мыть посуду — мойте с ребенком посуду. Вы принесете этим ему больше пользы, чем тогда, когда будете с ним рисовать и при этом раздражаться. В процессе совместной деятельности ребенок чувствует свою сопричастность, единение, любовь. А это то, что все мы ищем в жизни.

 

Теги:
Фоторепортаж
123
комментировать
Комментарии
1
Примечание
Администрация портала оставляет за собой право модерировать комментарии, исходя из соображений сохранения конструктивности обсуждения материалов и соблюдения законодательства РФ. Не допускаются комментарии, содержащие нецензурную брань, оскорбления, разжигающие межнациональную рознь, возбуждающие ненависть или вражду. IP-адреса пользователей, не соблюдающих эти требования, могут быть переданы по соответствующему запросу в правоохранительные органы.
Имя:
E-Mail:
Комментарий:
Вт, 03.12.13, 01:19
Да уж современных детей просто замучили бедных! и языки, и танцы, и новомодные предметы. детства не осталось у малышей. по улице они не бегают, свежим воздухом не дышат - какое здоровье у них будет? откуда?
ссылка на Послание Главы Чувашии Государственному Совету Чувашской Республики
ссылка на рубрику «Диалог с властью»
КАЛЕНДАРЬ
Архив газеты
Как часто вы ходите в театр?
Каждую неделю
Каждый месяц
Хожу на все премьеры
Примерно раз в полгода
Не чаще одного раза в год
Последний раз водили в школе
Никогда не был(а)
голосовать
Пт, 20.09.2019
«Не на кладбище, но возле самых могил. Там ведь всего несколько человек похоронено, которые занимались отьемом у крестьян последнего зерна. ... »
Пт, 20.09.2019
«В субботу пройдёт «Кросс нации-2019». В Чебоксарах любителей бега вновь соберет набережная залива в районе Певческого поля.... »
Пт, 20.09.2019
«мама дорогая! покруче, чем 550-летие города?... »
МЕДИАГАЛЕРЕЯ
video photo
© Сайт газеты «Чебоксарские новости», 2013.
Все права защищены.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на www.chebnovosti.ru обязательна.
Разработка сайта: Iserv
Яндекс.Метрика